Олег Тюпенкин: «Победу на «Дакаре» я для себя не отменял».
На минувшей неделе завершилось внедорожное ралли Марокко, на котором российский экипаж Леонид Новицкий/Олег Тюпенкин занял второе место. На наш взгляд это событие является историческим, т.к. впервые после трехлетнего перерыва из-за сложнейшей травмы руки Олег Тюпенкин вновь защищает честь страны на самых престижных международных ралли-рейдах.
Интервью с мастером спорта России международного класса Олегом Тюпенкиным мы записали до его участия на африканском ралли-рейде, и как нам показалось, сам гонщик еще не был уверен в том, что через короткое время выйдет на старт престижной гонки.
RRR: Олег, расскажите пожалуйста, как началась Ваша спортивная карьера?
Олег Тюпенкин: Я закончил МАДИ, и, проучившись два года в аспирантуре, ушел работать в Центральный автомотоклуб России в команду Сергея Гири, которая готовила ралли-марафон «Париж - Москва – Пекин», образца 1991 года. К сожалению, наша работа не нашла продолжения, т.к. эту гонку отменили по политическим рискам из-за всемирно известного путча 19 августа. В следующем 1992 году марафон состоялся, и я считаю его первым своим соревнованием, в котором смог реализоваться в качестве организатора.
RRR: А когда Вы дебютировали в качестве гонщика?
Олег Тюпенкин: В качестве штурмана экипажа на автомобиле Ford Bronco, я впервые выехал на марафон «Париж – Дакар - Париж» с Виктором Корниловым в 1994 году. Несмотря на то, что мы ехали по сервисному маршруту, впечатления оказались очень яркими, т.к. он на 60 процентов проходил по гоночной трассе. На следующий год, на «Дакаре» я уже ехал в боевом экипаже с Григорием Никишкиным за команду «Кентавр». Выступление для нас было неудачным – недалеко от Барселоны, на автобане, по дороге на официальный старт гонки, на скорости 180 км/час, из-за лопнувшей покрышки заднего левого колеса, мы, проломив ограждение, улетели со скалы. К счастью, обошлось без травм, но у машины целым, почему-то остался только капот. На старт марафона, на жеванном автомобиле, мы все же вышли. Из 80-ти участников, два этапа держались на пятидесятом месте, но в первых песках в Марокко сожгли сцепление, и на этом наши приключения закончились.
RRR: Там же сгорел прототип Lada Samara T3 Николая Елизарова?
Олег Тюпенкин: Lada Samara T3 Елизарова сгорела в 1994 году во время марафона «Париж – Дакар - Париж», совсем недалеко от финиша на последнем африканском этапе в Марокко по дороге из Дакара.
RRR: Дакар - 2008, Вы с Леонидом Новицким, первыми из российских пилотов на внедорожниках вошли в число лучших десяти экипажей, заняв восьмое место. Насколько значимым был для Вас тот успех?
Олег Тюпенкин: Испытывал незабываемые и волнительные чувства. Всегда почетно и приятно быть лидером. Считаю, в первую очередь, этого результата добился Леонид, я ему только помогал.
RRR: Сложно на «Дакаре» ехать в первой десятке?
Олег Тюпенкин: Сложно было в самом начале, когда мы поставили перед собой задачу попасть в первую десятку, и дело не задалось. Непонятно зачем, мы сломали рычаги передней подвески, и потеряли на этом четыре часа. Столько же времени было потрачено в болоте, где мы поверили правильности направления движения экипажу Люка Альфана из Mitsubishi, и пристроились рядом. Чуть меньше времени потеряли на дюне, где перекопали тонну песка. Все это происходило во время какого-то заводного состояния, а когда успокоились – поехалось легче, и стали показывать достойные результаты. Тот «Дакар» для всех был очень сложным.
RRR: Олег, Вы после большого перерыва участвовали в нескольких российских ралли-рейдах. Насколько было интересно?
Олег Тюпенкин: Гонки всегда интересны. Впечатлений пока нет никаких, потому что в этом году я проехал всего два этапа Кубка России, в качестве приглашенного штурмана. Это говорит о том, что у тебя нет никаких забот по команде, по механикам, по логистике, а значит, беззаботно и интересно. Когда помимо штурманской работы в голове надо держать кучу организационных вопросов – тогда все по-другому. Пока, что мне нравится.
RRR: Увидели какие-нибудь изменения за тот срок, что отсутствовали?
Олег Тюпенкин: Не почувствовал изменений, ни в хорошую, ни в плохую стороны. Наши гонки по-прежнему слишком субъективные, на них, к сожалению, существует некое давление топ-пилотов и топ-команд на судей. Этим наши гонки отличаются от мировых серий. Там, кто бы ты ни был, разговор один – нарушил, получи по заслугам. Каждый судья на соревнованиях – это свидетель факта, который, увидев нарушение, должен его зафиксировать и доложить по инстанции, а не ждать, когда один пилот напишет на другого пилота протест, и только после этого давать показания. Получается, что судьи своими неверными действиями сталкивают пилотов лбами. Надо постараться найти возможность контролировать действия всех участников, и прекратить предвзято относиться к одним, не замечая нарушения других.
RRR: Олег, Вы стояли у истоков развития отечественных ралли-рейдов. Насколько быстро развивается этот вид автогонок в нашей стране?
Олег Тюпенкин: Ралли-рейды развиваются, как развиваются – нельзя сказать быстро или медленно. Автоспорт достаточно дорогой вид спорта, и далеко не каждый может себе позволить купить или построить спорткар, чтобы на нем выступать на гонках. Но одним автомобилем дело не ограничивается – на нем еще надо уметь ездить, и довольно быстро. Это многим не по плечу, поэтому, текучка кадров, если так можно выразиться, одна из основных составляющих автогонок. Если пересчитать количество пилотов на душу населения, получится, что их очень мало, потому что многим не дано делать то, что делают они. Также есть еще одна закономерность: если в стране с экономикой все в порядке, значит в ней гонщиков на порядок больше, и наоборот.
RRR: Почему Вы говорите, что лишь помогали Леониду Новицкому добиться высокого результата на «Дакаре». Многие пилоты говорят, что хороший штурман – это залог победы, и найти профессионального штурмана очень сложно.
Олег Тюпенкин: Конечно же, за результат ответственность несет, как пилот, так и штурман, но я считаю, что первую скрипку все же играет пилот. Он вынужден во время гонки, за доли секунд принимать решения, и чем они будут правильнее, тем экипаж будет ехать быстрее и безопаснее. А штурману остается направлять его нужным курсом и не зевать ямы. Также могу сказать, чем корректнее написана дорожная книга, тем лучше работает штурман. Так, что еще и организатор влияет на результат экипажа. Пока в этом деле у организаторов национальных ралли-рейдов не все в порядке, хотелось бы, эту деталь довести до мирового уровня, и если это произойдет, российские штурманы будут лучше адаптированы к зарубежным гонкам.
RRR: А как же авария Карлоса Сайнса на «Дакаре», где вы ему оказывали помощь. Разве там не было ошибки в легенде?
Олег Тюпенкин: Считаю, что ошибка была. Мы туда тоже попали – машина наполовину уже ушла в обрыв, но каким-то чудом Леонид включил заднюю передачу, все блокировки, и она откатилась назад. Согласно легенде к месту пересечения русла надо было двигаться по курсу. Переезд был в 300-х метрах левее, но точка GPS стояла за руслом, и так как гонка проходила по плато без дорог между деревьев, все ехали курсом на точку. Ошибка организаторов заключается в том, что они обязаны были выделить обрывистый берег русла высохшей реки тремя восклицательными знаками. Нам немного помог вертолет, висящий над Сайнсом, увидев его, мы заподозрили, что-то неладное. Однако кровожадные журналисты, не предупредив об опасности, пристроились к нам в хвост, чтобы заснять, как мы будем пикировать вниз. Нас спасло то, что Леонид за 50 метров до обрыва увидел шлем Карлоса, который стоял на дне русла. Еще бы 20 сантиметров, и мы лежали бы на машине Сайнса.
RRR: Отличается работа штурмана на российских и зарубежных ралли-рейдах?
Олег Тюпенкин: Их объединяет одно: сидеть и показывать пальцем пилоту куда ехать. За рубежом восприятие местности и дорожной книги другое. У себя дома мы ездим по лесам и полям, при этом постоянно находимся на дороге, там же часто приходится пользоваться курсами, т.к. привязок к дорогам мало. Для ралли-рейдов иностранцы выбирают такие места, где люди почти не живут.
RRR: Олег, Вы являетесь руководителем компании, которая предлагает на российском рынке профессиональный инструмент "KS Tools", расскажите о нем подробнее.
Олег Тюпенкин: Идея быть представителем немецкой компании "KS Tools" в России родилась у Леонида Новицкого, и пришла она из автоспорта. Практически все гоночные топ-команды Германии используют этот инструмент. В этом году компания отпраздновала двадцатилетний юбилей. На своих заводах она производит высокого качества профессиональный инструмент для разных сфер деятельности, состоящий из 20 тысяч наименований. Этот инструмент очень популярен в Германии, Франции, Италии и других европейских странах, а также хорошо продается в Северной и Латинской Америке. Помимо широкого спектра по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей, у нас вы найдете инструмент для авиационной промышленности, газодобывающей отрасли и т.д. В производственной линейке имеется сверхлегкий титановый инструмент, искра безопасный, и многое другое. В России он широко представлен не был, поэтому информации по этому инструменту не много. С руководителем "KS Tools" Стефаном Шотом, мы договорились о создании представительства компании в нашей стране, и развития дилерской сети.
RRR: Из российских команд по ралли-рейдам, кто-то уже пользуется инструментом "KS Tools"?
Олег Тюпенкин: Да, нашими партнерами являются команды: «ё-АВТО», команда «Ferromin» Ильи Кузнецова и команда «Форвард». Со слов механиков, инструмент KS Tools с успехом заменил весь тот металлолом, которым им раньше приходилось работать.
RRR: Хороший инструмент не может быть дешевым.
Олег Тюпенкин: Да, в мире KS Tools относится к сегменту профессионального дорого инструмента. Но политика компании по продвижению инструмента в России позволяет нам устанавливать цены чуть выше среднего ценового сегмента рынка. Получается, что качественный дорогой инструмент, мы в нашей стране имеем возможность продавать дешевле. Наши цены в рублях не зависят от скачков валюты, и установленные 1 января этого года, ни разу не менялись.
RRR: Купив однажды у вас хороший инструмент, клиент больше не вернется, так как надобности в инструменте у него не будет. Невыгодно вам получается.
Олег Тюпенкин: Да, может выгоднее продавать дешевый китайский инструмент, который часто приходится менять, но это не наш путь. Мы предлагаем такой инструмент, который способен изменить отношение к работе и ее культуру. Изменить в лучшую сторону. Профессиональный, качественный гаечный ключ механик никогда не бросит грязным на верстак, а всегда, вытерев, положит на свое место, потому что он ему дорог. А дешевый ключ не жалко – пускай валяется, завтра еще такой же куплю… и создается гора ненужного хлама и металлолома, в котором трудно что-либо найти.
RRR: Олег, может случиться так, что экипаж Леонид Новицкий/Олег Тюпенкин, мы вновь увидим на самых ответственных зарубежных гонках?
Олег Тюпенкин: Может, но здесь не все зависит от меня. Как вы понимаете, откапывать автомобиль из песка, сейчас мне немного сложнее, чем раньше. Также Леонид не рассматривает для себя никакого другого результата на гонках, кроме победы. Есть ряд вопросов, но ничего невозможного нет. Так же как и Леонид, я не отменяю для себя победу на «Дакаре», я еще молодой, и все еще впереди.
RRR: Олег, у Вас большой «дакаровский» опыт, что бы Вы посоветовали пилотам, которые в этом году едут на «Дакар», но не имеют еще такого опыта, как у Вас?
Олег Тюпенкин: Не играть в гонщиков. Просто надо ехать стабильно и стараться не допускать ошибок. Важна слаженность экипажа: если получается у пилота, значит, получится и у штурмана, и наоборот. Если не пробивать колеса, не опаздывать на пункты контроля времени, не ломать автомобиль, не засаживать его в песках из-за традиционной истерии перед эргом – результат всегда будет хорошим. Это не относится к топ-пилотам, которые обязаны ехать на грани допуска тех ошибок, которые я перечислил. Несмотря на то, что сейчас на «Дакаре» нет заводских команд, BMW – это не заводская команда, как принято считать, пробиться в топ-десять на марафоне для наших ребят, будет фантастическим результатом. Я всем желаю удачи.
RRR: Олег, большое спасибо за интересную беседу.
Олег Тюпенкин: Спасибо.
Материал сайта http://www.rusrr.ru/